Что значит ффнр

Что значит ффнр

Дислалия и ФФНР

Дислалия – это самое простое речевое нарушение, которо е не требует длительной коррекции. При правильном подходе исправить дислалию можно всего за несколько занятий.

Давайте разберёмся, что же это такое — дислалия?

Чаще всего при дислалии «страдают» шипящие (Ш, Ж, Щ), свистящие (С, З) и сонорные звуки (Л, Р).

Дислалию делят на мономорфную и полиморфную.

  • Мономорфная дислалия проявляется в нарушении произношения одного звука (Р) или звуков одной группы (например, Ш-Ж).
  • Полиморфная дислалия проявляется в нарушении произношения нескольких звуков из разных групп (например С, Ш, Р, К).

В норме шипящие и свистящие звуки должны появиться в речи ребёнка до 5 лет, сонорные – до 6 лет. Если же этого не произошло, то стоит обратиться к логопеду, чтобы коррекция нарушений произношения прошла быстро и легко.

Дислалия считается самым простым логопедическим диагнозом, который при должной работе исправляется в течение пары месяцев (в зависимости от количества нарушенных звуков).

Что такое ФФНР?

Ребёнку может быть поставлено диагноз ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Этот диагноз влияет как на произношение звуков, так и на то, как ребёнок слышит эти звуки.

В случае с ФФНР ребёнок не различает на слух звуки Ш-С, Ч-Ть, Ц-С, Г-К, Д-Т, Б-П, при этом его слух и интеллект сохранны.

Например, ребёнок не различает на слух слова мишка-миска, горка-корка, дом-том. В случае, когда ребёнок не может различить эти слова на слух, произносить их он также будет одинаково.

Если при диагнозе ФФНР вовремя не оказать ребёнку квалифицированную логопедическую помощь, то впоследствии ребёнок столкнётся с трудностями при обучении в школе, так как он не будет слышать, что именно ему диктуют, не будет дифференцировать звуки в речи.

Как правило, если ФФНР не осложнён органически, то для его коррекции достаточно занятий с логопедом 2 раза в неделю.

При коррекции ФФНР мы ведём работу по следующим направлениям:

Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.

Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору — схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог. Формирование умения делать слоговой анализ слова.

Выделение последнего согласного в словах.

Выделение начальных согласных в словах.

Выделение ударных гласных.

Полный звуко-слоговой анализ слов из 3-х звуков типа «сом» и «суп» и двусложных слов типа «зубы» с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

Полный звуко-слоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа «стол», «стул», двусложных с закрытым слогом типа «кошка», трёхсложных типа «машина», произношение которых не расходится с написанием.

Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) является актуальной проблемой на сегодняшний день. Это отклонение характеризуется неправильным воспроизведением звуков при нормальных интеллектуальных способностях ребенка и хорошем слухе. У детей с ФФН отмечаются искажение, смещение и замена звуков, неправильное построение слогов в словах, незначительные нарушения лексики и грамматики в речи. Обследование, проводимое логопедом, включает изучение восприятия речи, возможности ребенка к произношению звуков, построению слогов в словах, связности предложений. При обнаружении ФФН ребенку требуется коррекция речевых дефектов.

  • Понятие и характеристика ФФН, классификация
  • Сравнение фонетического и фонематического дефекта
  • Клинические проявления
  • Диагностические мероприятия
  • Коррекция речевой дисфункции
  • Профилактические мероприятия и прогнозирование результатов терапии
  • Заключение

Понятие и характеристика ФФН, классификация

Что это − фонетико-фонематическое недоразвитие речи? Под ФФН (или аббревиатура − ФФНР) понимается недостаточное формирование произносительной способности у ребенка из-за нарушения восприятия или неправильности произношения минимальной части слова (фонемы – компонента слова). В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.

Причины и факторы возникновения ФФН:

  • Травмы головы во время родов.
  • Отсутствие занятий с ребенком.
  • Стрессовые ситуации.
  • Проблемы психологического характера.

Сравнение фонетического и фонематического дефекта

В логопедии ФФНР подразделяют на 2 понятия: фонетическое и фонематическое нарушение речевой функции. Согласно сравнительной характеристике, эти 2 варианта имеют существенные различия. Фонетический дефект произношения характеризуется искаженным воспроизведением звука. Это состояние можно объяснить на примере пациента, не способного произнести звук «Р» (ребенок картавит). Пациент знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими. Это состояние изменяет устную форму речи, но при этом ребенок пишет все буквы в словах правильно.

Фонематическое изменение в речевой функции включает полную замену определенного звука другим («лодинка» вместо «родинка»). Ребенок не видит разницы между звуками (в этом случае «Л» и «Р»). Нарушение может сохраняться у пациента до 5-летнего возраста и старше. При фонематической патологии у ребенка может нарушаться речевая функция и правописание.

Классификация ФФН по степеням тяжести:

  • Легкая – ребенок не способен различить (услышать) в речи только дефектные звуки, которые он сам не может правильно произнести. Остальные звуки ребенок различает хорошо.
  • Средняя – пациент не может различать большое количество звуков в речи, которые относятся к разным фонетическим группам, при этом устная речевая функция ребенка сформирована нормально.
  • Тяжелая – сильное нарушение распознавания и воспроизведения звуков в словах (ТНР – тяжелое нарушение речи), пациент не может выделить звуки, а также воспроизвести их последовательность.
Читайте также:  Эпулис на десне у ребенка

Клинические проявления

Для правильного звукопроизношения очень важен фонематический слух. Благодаря ему пациент может отличать разные звуки друг от друга, правильно составлять структуру слова. Если фонематический слух нарушается, пациент не видит отличий звуков в словах, которые произносят окружающие, не может правильно их воспроизводить. У пациентов с ФФН физиологический слух и интеллектуальные способности развиты хорошо. Больные имеют дизартрические нарушения, задержку речевого развития, дислалию.

Симптоматика ФФН во время развития ребенка:

  • Пациент меняет звуки в слове на те, которые ему удобнее произносить. Звуки «Л», «Р» заменяются на «И», «Л (мягкий звук)». Пример: ложка – лёжка, рама – лама.
  • Ребенок изменяет все шипящие и свистящие звуки («Ш», «С», «Щ») на удобные для него твердые (взрывные) звуки («Д», «Т»). Пример: в слове самолет пациент меняет звук «С» на «Т», получается «тамолет». В слове шапка ребенок изменяет звук «Ш» на более звонкий «Т» или «Д», получается слово «тапка» или «дапка».
  • Ребенок может некоторые звуки в отдельности произносить правильно, но при использовании их в словах у пациента возникают замены или ошибки произношения. Пример: звуки «Л», «Р», «С», «В» отдельно ребенок воспроизводит правильно, а в словах эти звуки часто заменены другими, схожими по произношению («рама» — «лама»).
  • У пациента отмечаются затруднения в воспроизведении 2 и более звуков. Ребенок заменяет трудный звук другим, более простым для произношения. Пример: киса – тиса, собачка – тобачка, чашечка – ташечка, шишки – тишки.

При наличии диагноза ФФН ребенок может даже в 5-летнем возрасте говорить неправильно. В школьном возрасте недоразвитие речевой функции способно привести к ошибкам в письме, затруднениям в понимании школьного материала. Часто окружающие плохо воспринимают речь ребенка во время школьных занятий и повседневного общения.

Некоторые пациенты с ФНР могут иметь легкую степень патологии, грамотно писать. При этом они не способны воспринимать множество звуков в словах. Такая симптоматика значительно усложняет диагностику ФФН.

Сопутствующими симптомами ФФНР считаются уменьшение концентрации внимания, сниженная мыслительная функция при решении логических задач или при проведении какого-то действия. Ребенок с нарушением речевой функции часто плохо понимает абстрактные вещи.

Без коррекции ФФН у ребенка возникают затруднения в обучении, психические отклонения, сильная возбудимость, раздражительность.

Диагностические мероприятия

При обнаружении симптомов ФФН родители должны обратиться к логопеду. Логопеды есть в любой школе и детском саду. Логопедические занятия также можно посещать в специализированных центрах.

Наиболее популярными центрами лечения ФФНР и общего недоразвития речи (ОНР) являются:

  • Клиника патологии речи в Санкт-Петербурге.
  • Центр патологии речи и нейрореабилитации Шкловского В.М. (Москва).
  • Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
  • Центр коррекции речи Анны Белик (Санкт-Петербург).

Диагностика ФФН включает сбор анамнестических данных для определения возможной причины, а также логопедическое обследование. Врач смотрит карточку пациента или выписки из нее. Специалист спрашивает у матери о течении беременности, родов, психической обстановке в доме, наличии функциональных патологий мозга, а также биологических и физиологических изменениях в организме. Для врача имеет большое значение наличие психических травм и хронических стрессов, которые часто приводят к нарушению речевой функции. Накануне первого посещения логопедических занятий ребенок должен обследоваться у невролога, отоларинголога для исключения психических отклонений, органических поражений головного мозга, последствий травм головы, заболеваний речевого аппарата.

Для регистрации логопед заводит на ребенка речевую карту. В ней он описывает состояние слуховой функции, наличие или отсутствие заболеваний мозга. В карту также вписывается общее состояние здоровья, проведенные вакцинации, перенесенные заболевания.

Специалист проводит обследование аппарата артикуляции, оценивает состояние голосовых связок, дыхательной функции, необходимой для нормальной речи. Он делает несколько тестов на звукопроизношение, чтобы определить какие звуки пациент не может воспроизводить. Эти данные обязательно вносятся в карту.

Логопед оценивает словарный запас, наличие замен и смещения звуков, изменение структуры слова. Также оценивается способность выстраивания предложений. Доктор обязательно обращает внимание на дыхание во время воспроизведения слов и предложений.

Если ребенок умеет писать, то логопед смотрит на состояние письменной речи. Врач отмечает наличие грамматических ошибок во время написания слов, замены букв. После полного обследования доктор пишет заключение, а также составляет план занятий для коррекции речевой функции.

Коррекция речевой дисфункции

После полного осмотра и оценки речи логопед составляет план занятий, пишет рекомендации для детского сада или школы по проведению коррекции. Он также может самостоятельно осуществлять лечение ФФНР, назначив комплекс индивидуальных занятий с пациентом (возможно проведение домашних занятий). За время терапии логопед должен добиться исправления ошибок в произносимых словах, появления навыков фонетики, а также подготовить пациента к письму и чтению.

Читайте также:  Почему младенец много срыгивает

Занятия у логопеда могут быть групповые или индивидуальные. Групповые занятия предполагают работу с несколькими детьми. На индивидуальных занятиях ребенок занимается один. Преимуществом групповых занятий является то, что дети могут учиться разговаривать друг с другом при помощи диалога, сценок и других видов общения. При этом они осуществляют сравнение звуков, учатся находить ошибки друг у друга, правильно строить предложения.

Если у дошкольника тяжелая форма нарушения речи, то его можно направить для занятий в специальный логопедический детский сад. Здесь собраны дети с нарушением речевой функции, поэтому занятия направлены на улучшение речи, чтения и письма. В группу такого детского сада детей зачисляют с 5-6-летнего возраста. Длительность коррекции составляет 10 месяцев.

Цели терапии ФФН:

  • Освоение пациентом правильного произношения и артикуляции.
  • Сформированный анализ и синтез речи.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Появление связной речи.
  • Правильное составление словосочетаний и предложений.
  • Обучение правильному письму, чтению.
  • Улучшение внимания и памяти.

Для проведения занятий логопед использует гимнастические упражнения на развитие артикуляции, рисунки, игрушки, игры, карточки с написанными слогами и словами, книжки. Очень важно на практических занятиях создать спокойную и уютную обстановку. Она способствует снижению возбудимости ребенка, улучшает контакт между ребенком и педагогом. Для закрепления материала логопед дает задания, которые нужно сделать дома.

Одновременно с логопедическими и педагогическими занятиями ребенок нуждается в помощи психолога. Психолог поможет справиться со стрессовыми ситуациями, проблемами в семье. Также он помогает развивать память, мышление, мелкую моторику. Для этого проводят тренировку памяти (карточки с рисунками, таблицами), арт-терапию, игры с мелкими предметами, использование льда для стимуляции кровообращения рук и другие методики.

Коррекцию рекомендуется проводить до поступления в школу, чтобы расстройства речи не нарушали психическое здоровье пациента, не мешали обучению.

Профилактические мероприятия и прогнозирование результатов терапии

При своевременной логопедической помощи прогноз для ФФНР благоприятный. Скорректировать дефекты речи можно за 1-12 месяцев, в зависимости от выраженности симптоматики. Успех в лечении ФФНР зависит от правильных действий родителей, а также квалификации логопеда.

Профилактические мероприятия ФФНР в логопедии включают планирование беременности, исключение контактов беременной с инфекционными больными на протяжении всего периода вынашивания ребенка. Женщине во время беременности следует исключить употребление спиртных напитков, курения, избегать стрессовых ситуаций. Причиной появления нарушений развития речи у ребенка могут быть операции во время беременности, стремительные или длительные роды, а также начало родов раньше срока. При возникновении осложнений беременности нужно обязательно обратиться к гинекологу для обследования и лечения.

Важным фактором формирования речи считается нормальная психологическая обстановка в семье. Если у родителей возникают конфликты, ребенок может отреагировать на это нарушением речевой функции. Благоприятно влияют на развитие речи регулярные занятия с ребенком, чтение книг, обучение письму и другие мероприятия.

Провоцирующим фактором ФФНР может стать алкоголизм у одного из родителей, а также наркомания. Ребенок при этом испытывает стресс, который сильно мешает его развитию. Следует оказать психологическую помощь семье, а также провести лечение алкоголизма и наркомании.

Когда у дошкольника или школьника выявлены проявления задержки и недоразвития речевой функции, то следует самостоятельно обратиться к логопеду как можно раньше. После того как он проведет обследование и подтвердит, что это ФФНР, будут назначены коррекционные занятия. Лечение считается наиболее эффективным при раннем обращении пациентов.

Заключение

Речевое развитие имеет большое значение, так как оно позволяет нормально развиваться ребенку, дает возможность общаться со сверстниками. При наличии характеристик нарушения фонетики у пациента снижается возможность качественно обучаться. Пациент с ФФНР не способен нормально воспринимать речь, затрудняется выразить свои мысли. ФФН может помешать нормальной жизни ребенка, привести к несостоятельности во взрослом возрасте, поэтому очень важно проводить коррекцию недостатка речевой функции своевременно.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Одним из наиболее частых диагнозов поставленных после логопедической диагностики является фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФНР. Множество малознакомых слов вводят в сомнение, и зачастую родители не представляют, что это значит, серьезно ли это и поддается ли коррекции. Давайте попытаемся разобраться.

В логопедической среде ФФНР определяется как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Но можно объяснить и проще, при сохранном интеллекте и слухе у ребёнка нарушается произношение звуков (фонетика) и восприятие звуков родной речи на слух (фонематика). А применение слова «недоразвитие» указывает на то, что при квалифицированной помощи логопеда данный дефект можно устранить.

Происходит это из-за того, что у ребёнка не сформировался фонематический слух, т.е. ребёнок не всегда может отличить один звук от другого, в результате чего и не вырабатывается правильное произношение звуков и речь ребёнка нарушается. Стоит отметить, что при всем при этом дети с ФФНР могут иметь хороший словарный запас, строить развернутые и правильно оформленные предложения.

Рассмотрим как же проявляется ФФНР.

Нарушение звукопроизношения могут проявляться разнообразно:

    смешение звуков, ребёнок может произносить одно и то же слово по разному, заменять звуки близкими по звучанию или артикуляции. Например, слово «собака» может быть произнесено «шабака» или «фабака» в зависимоти от ситуации;

Читайте также:  Болят ноги стопы с утра тяжело вставать

замена звуков, одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака, «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;

замена целой группы звуков более легким по артикуляции, например звуком «ть» заменяются звуки «с», «з»,»ч»,»ш» (тяпка-шапка, тюбы-зубы, тюмка);

нарушение правильной артикуляции звуков (горловой произнесение звука «р», межзубное произнесение звуков «с»,»з» и т.д.);

  • Может нарушаться звукослоговая структура слов, т.е. возникают трудности при произнесении многосложных слов и слов с большим количеством согласных, например: «катиль» вместо «скатерть», «сипет» вместо «велосипед», «листри» вместо «электричество» и т. д.
  • Нарушение восприятия звуков на слух выражается в:

      нечетком различении на слух звуков в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п. Пример: почка-бочка, дом-том, крыса-крыша);

  • неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза (ребенку сложно определить место звука в слове, выделить есть ли заданный звук в слове). Пример: взрослый просит хлопнуть в ладоши, если в слове будет звук «ш», и произносит — шапка, лев, кошка).
  • Следует так же отметить, что сложности звукоразличения у малышей могут выражаться по-разному:

    • недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

    • недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп (свистящие, шипящие, соноры) при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

    • при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность звуков в слове.

    Как и при любом нарушении речи, при ФФНР необходима квалифицированная помощь логопеда, иначе в дальнейшем неизбежны трудности в школьном обучении (Пример: если ребенок путает звуки «ш» и «с», то при письме, проговаривая слово, может написать не «кошка», а «коска»).

    На первой консультации логопед проведет тщательный осмотр всех сторон речи и, на основе выявленных трудностей, составит для ребенка индивидуальный план занятий.

    Работа на логопедических занятиях ведется по следующим направлениям:

    1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:

      постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения);

    различение звуков на слух и в произношении;

    формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;

  • развития умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.
  • 2. Формирование навыков звукового анализа слов.

    В заключении приведем пример из логопедической практики:

    Мальчик 5,5 лет пришел на консультацию, при обследование были выявлены нарушения произношение звуков «с»-«сь», «з»-«зь», «ш», ребёнок заменял их на звук «ф», горловое произнесение звуков «р», «рь» и губное произнесение звуков «л»-«ль». Кроме этого мальчик не различал на слух звуки «с»-«ш», «з»-«ж», «ль»-«й». В результате месяца работы (занятия проходили 2 раза в неделю, плюс дома с ребёнком закрепляли полученные на занятии навыки) удалось поставить звук «с», научить ребёнка выделять данный звук и различать его со сходным по звучанию звуком «ш».

    После того, как звук «с» полностью закрепился в обыденной речи, логопед приступил к постановке шипящих звуков «ш» и «ж», а затем к исправлению сонорных звуков (Л, Ль, Р, РЬ). Самым сложным для Алеши оказались звук «Р»: несмотря на то, что мышцы языка в процессе занятий уже были хорошо натренированы, и малыш за несколько занятий научился его правильно произносить, привычку говорить «горлом» было очень трудно исправить. Важно отметить, что все члены семьи включились в работу и помогали ребенку, ежедневно занимались с ним, и выполняли все рекомендации логопеда (Пример: дома говорили, выделяя голосом звук «р»: «Алеша, ты будешь чай с сахаРом? БутеРбРод с колбасой или сыРом?». Через год Алеша абсолютно чисто произносил все звуки, а на выпускном празднике в детском саду выразительно, без стеснения читал стихи и пел.

    Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

    Ежедневно с 10:00 до 21:00

    «Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

    «Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р’], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

    Ссылка на основную публикацию
    Что значит выраженная депрессия
    Клиническая депрессия – тяжелая форма депрессивного расстройства, характеризующаяся комплексом симптомов. Это нарушение сопровождается рядом психических, телесных и аффективных признаков. Название...
    Что делать когда соринка попала в глаз
    Попавшая под веко песчинка может стать причиной развития опасных патологий зрительных органов. Если самостоятельно убрать ее не получается, придется записаться...
    Что делать после антицеллюлитного массажа
    Целлюлит представляет собой проблему, с которой сталкиваются миллионы представительниц прекрасного пола. Чтобы похудеть, они реализуют разные методы, например, физические нагрузки,...
    Что значит границы сердца расширены влево
    Расширение сердца влево и увеличение его массы, в медицине называют – кардиомегалией. Это может касаться как всего органа, так и...
    Adblock detector