На ранних стадиях развития ребенка нервные центры

На ранних стадиях развития ребенка нервные центры

С одной стороны, новорожденный очень беззащитен, а с другой – природа наделила его всеми необходимыми функциями для выживания и развития. Ребенок с рождения обладает множеством безусловных рефлексов, которые помогают ему ориентироваться в том, как начать кушать, как переворачиваться, поворачивать голову, чтобы не задохнуться.

Все это происходит благодаря тому, что нервно-психическое развитие детей начинается еще во время беременности. После рождения этот процесс продолжается, а функции нервной системы усложняются. Что-то новое малыш познает в первый же месяц жизни. После этого происходит совершенствование нервной системы и головного мозга. Этот процесс длится долгие годы. Очень важно для родителей отслеживать этапы развития малыша, становление его рефлексов, движений, психики, эмоций.

Развитие нервной системы и мозга

Формирование головного мозга у ребенка в утробе матери начинается довольно поздно. Все основные органы уже сформированы, а мозг только начинает развиваться. Сначала кора, затем мозговое вещество… Только в третьем триместре беременности мозг обретает так называемые извилины, борозды. Но он все еще не развит окончательно. Малыш уже родился, а этот процесс продолжается. Мозг будет полностью сформирован только к 6-7 годам.

Нервная система развивается раньше. К моменту рождения основная часть ЦНС должна быть подготовлена и функционировать. Без этого малыш не выживет, или же его жизнь будет ограничена по возможностям. Очень важно помнить об этом беременным женщинам. Принимая антибиотики, сильные лекарственные препараты или алкоголь, беременная женщина вредит в первую очередь нервной системе будущего ребенка. Это одна из самых важных систем, и она очень уязвима.

Скорость роста нервных клеток, аксонов и нейронов ускоряется к 3 месяцам. После этого первые безусловные рефлексы должны пропасть, а нервная деятельность ребенка усложнится. У него появляются новые, условные рефлексы. Все это должен контролировать ваш педиатр, ведь на этом этапе (2-3 месяца) будут заметны первые отклонения в развитии нервной системы и психической деятельности малыша.

Психика ребенка

С первых дней жизни она устроена просто. Если ребенок доволен, если ему комфортно, то он целиком расслаблен. Если же появляется раздражитель, то, по мнению малыша, наступает «черная полоса». Взрослый человек дифференцирует свои реакции: например, у вас болит живот – вы знаете, что это временное состояние, которое лечится, вам поможет таблетка или просто теплый чай. Обычная боль в животе не сделает вас полностью несчастным. Для малыша это, к сожалению, не так – он воспринимает все полностью серьезно. Его психика реагирует глобально, участвуют все доли мозга.

Психика быстро развивается: уже к 3 месяцу он узнает родных, реагирует улыбкой на материнское лицо. Диапазон его эмоций сильно меняется. К 1 году он может довольно ярко реагировать на разные события. К 3 годам его реакции вполне осознанные, появляется логика действий. В возрасте 5 лет заканчивается первичная миелинизация нервных волокон — для ребенка становятся понятными многие правила, условности, способы решения проблем на его уровне.

Постепенное развитие психики подготавливает ребенка к тому, чтобы стать самостоятельным, взрослым, самому заботиться о себе. Психика и нервная система связаны, существуют в едином механизме. Здесь:

  • речь;
  • мышление и логика;
  • восприятие и эмоции;
  • моторика;
  • движения;
  • коммуникации.

С каждым годом развитие психических возможностей усложняется. Именно поэтому возраст 6-7 лет оптимален для того, чтобы отдать малыша в школу. Психически он готов быть сам хотя бы полдня, следовать правилам и нормам, концентрироваться на задачах и общаться с другими людьми.

График развития ребенка

Очень важно следить за тем, чтобы развитие шло поэтапно. Конечно, мы все разные. Эти различия закладываются в детстве: все зависит от нашей семьи, отношений, количества родственников, качества жизни, предрасположенностей и наследственности. Существует общепринятый график развития детей – как нервно-психического, так и физического. Основываясь на нем, врачи делают вывод, насколько верно идет процесс совершенствования, роста, развития. Есть некоторые допущения — 1-3 месяца обычно не имеют значения.

Когда разница между реальными показателями и графиком большая, ставится диагноз «задержка в развитии». Задержка — это отставание, которое можно нагнать. Не обязательно тут пугаться и вешать на малыша ярлык неспособности к чему-то. Часто в 2-3 года ситуация поправима. Конечно, бывают проблемы серьезнее, на уровне структурных повреждений мозга или ЦНС – это уже дело врачей.

Существует правило: чем младше ребенок, тем быстрее проходит развитие его нервно-психической деятельности. Все потому, что организму нужно быстрее подготовиться к самостоятельной жизни. Чем ребенок старше, тем медленнее идут эти процессы. Так, в 4-5 лет начинать учить иностранный язык проще, чем в 35. Многие взрослые это знают по себе.

Этапы нервно-психического развития

Здесь можно выделить 5 периодов от рождения и до 16 лет. После этого психика становится сродни взрослой. Конечно, в 16 лет все еще необходимо указывать молодому человеку путь, но теперь он уже может делать осознанный выбор. Считается, что теперь его психика будет развиваться медленнее, но эти изменения более качественные, чем до этого.

Все то, что будет после, это результат совместной работы родителей, преподавателей, друзей и окружения человека. Так формируется наша психика. Какой она будет у вашего ребенка, зависит от вас, и не только в плане наследственности. Все, что маленькие дети видят и слышат, откладывается в их мозгу, который в этот момент активно растет, функционируя, как большая губка. Знание этапов формирования нервно-психических реакций поможет родителям вовремя обратить внимание на важные проблемы в жизни их детей. Этапы можно разделить следующим образом:

  • Младенчество (0-12 месяцев)

Сейчас формируются связи с близкими людьми. Своих родных ребенок встречает улыбкой, а новичков в доме побаивается. В этот период физическое развитие выходит на первый план: ребенок растет, учится кушать твердую пищу. Его психика пока настроена на эмоции: радость и печаль. Первые эмоциональные реакции позитивные — малыш улыбается, смеется. Сейчас происходит его первый контакт с миром: он видит, слышит, трогает предметы, пробует на вкус. Его база знаний пополняется каждый день – это заставляет мозг усердно работать над новой информацией.

Время развития многих ситуативных навыков. Для ребенка некоторые действия становятся привычными: открыть и закрыть коробки, играть со своими игрушками, пользоваться ложкой, зубной щеткой. Сейчас мозг достаточно развит, чтобы начать стимулировать речь. Она служит связью между внутренним миром и внешним. Чем она богаче и эмоциональнее, тем лучше развита психика.

К 1 году или чуть позднее мелкая моторика уже должна присутствовать в играх и движениях ребенка. Это очень важно и означает, что нервные окончания правильно сформировались. Например, дети спокойно могут использовать только 2 пальца, чтобы брать мелкий предмет, доставать его, а раньше необходимы были все 5. Усложняется коммуникация с другими детьми и взрослыми, ведь для малыша теперь важно общение. Это говорит о том, что его мозг уже может строить дружеские привязанности.

  • Дошкольный возраст (3-7 лет)

Время для активного развития логического мышления. Ребенок может придумывать игры, развлечения, истории. Он делится этими идеями с родителями. Ваша задача – участвовать в развитии его воображения. В период 5-7 лет малыши уже могут действовать по ситуации, есть накопленный опыт и знания, которые позволяют ему делать выбор. В этом возрасте формируются этические нормы и понятия «хорошо» и «плохо», а значит, психическая деятельность стала более сложной. Теперь у маленького человека даже бывает внутренняя борьба между тем, чего хочется, и тем, что необходимо сделать.

Это сложный период для многих, но очень важный. В коллективе учеников даются оценки. Дети учатся оценивать свою роль в обществе: насколько они успешны в учебе, как много у них друзей, могут ли они быть общими любимчиками или же наоборот. Сейчас они учатся параллельно: получают новые знания о мире и об отношениях разного рода. Дружба, первая детская влюбленность, симпатии, обиды. Роль общения встает на первый план: необходимо делиться своими мыслями, переживаниями с тем, кто понимает его — с такими же детьми.

Игры и развлечения становятся все более разнообразными. Девочкам уже в 11-12 лет важно, как они выглядят, какую одежду носят. Мальчики в этом плане проще смотрят на мир, хотя у них другие ценности: игры, техника, сила, скорость. Они уже полностью адаптировались к школьной жизни – она стала привычной и понятной. Очень скоро придется делать выбор: куда дальше? Обычно в 12-15 лет ребенок уже представляет себе, кем бы хотел стать в будущем.

  • Пубертатный период (12-16)

Сейчас начинается взрослая жизнь. Подросток уже чувствует себя полностью готовым к тому, чтобы покорить мир. В пубертатный период психика не очень устойчивая — все дело в том, что активизировались гормоны. За один год можно сменить несколько образов, полностью разочароваться в компании и найти новую. К 17-18 годам этот период закончится. А пока все важно — эмоции, как у взрослых. Меняется взгляд на жизнь, на себя, свое тело, свою роль. Родители должны быть терпеливы к подростку. Вспомните себя в 16 лет – какими вы были?

Читайте также:  Аевит капли для глаз

4 возраста «кризиса» для детей

Весь этап от младенчества до пубертатного периода проходит для ребенка через несколько кризисных возрастов. Родителям необходимо соблюдать график посещения педиатра, терапевта и невролога. На разных этапах развития мозга и нервной системы могут происходить сбои. Даже если до 3 лет развитие шло по графику, то никто не застрахован от того, что в 4-5 лет могут начаться проблемы. Например, в период адаптации к детскому саду, а после — к школе. В этот момент может пострадать его мироощущение, а значит, закладываются проблемы в психическом плане.

В кризисные периоды наш мозг действует не так, как обычно. Многие родители утверждают, что просто перестали узнавать своего ребенка. В эти периоды нужно проявить максимум терпения, ведь нелегко вам обоим. Идет перестройка психики, а это всегда сопровождается необычным, нестандартным поведением. Всего выделяют 4 кризисных возраста:

Это все еще малыш, но уже самостоятельный. Может ходить, брать игрушки, сам играть. Вырывает ложку — хочет показать, что может и кушать сам. В это время дети хотят отделиться от матери. Они еще не могут говорить, так что любое непонимание инициативы ребенка делает его агрессивным, нервным.

Первый бунт против родителей. Малыш уже может проявлять черты своего характера: строптивость, несогласие, отрицание распорядка. Не стоит ругать его – лучше направить энергию в позитивное русло: развивающие игры, кружки, детский сад. В этот же период дети очень активные, им необходимо бегать, играть в подвижные игры. Если они этого лишены, то потом плохо кушают, засыпают через плач и скандалы.

Ребенок учится быть в новой среде. У него появляется общественное «я» — его новое лицо. Какой он в школе? Веселый, позитивный и активный или же наоборот – угрюмый. Дети сильно меняют поведение – иногда оно кажется неестественным или подражанием кому-то. Персонажи игр и фильмов становятся авторитетами. Очень явно это проявляется у мальчиков, а для девочек проходит чаще мирно. У девочек возрастает интерес к внешности и отношениям. Даже в столь юном возрасте она уже может мечтать про принцев, любовь и свадебные платья.

Тут главное помнить, что ребенок — полноценная личность. Он становится неуправляемым, и родители и учителя больше не авторитеты для него. Просыпается его натура, но сейчас все чувства обострены из-за гормональных изменений. К сожалению, этот кризис может затягиваться, а это значит, что никто не скажет вам, когда же это кончится. Сильные переживания могут привести к нервному срыву. В пубертатном периоде это очень опасно.

На что следует обратить внимание родителям

Кризисы, учеба, друзья — это признаки нормального развития психики. Она становится все сложнее, иногда даже быстрее, чем нужно. Тогда ребенок сам себя не понимает. К сожалению, не всегда все идет гладко. Стоит знать о группах риска для детей любого возраста.

Группы риска

К ним можно отнести две группы: врожденные риски и риски среды.

  • сильный токсикоз во время беременности;
  • употребление алкоголя и наркотиков матерью во время беременности;
  • перенесенные инфекции, в том числе нейровирусы в раннем возрасте;
  • травмы при родах, асфиксия;
  • сильные токсичные отравления детей до 1 года;
  • генетика.
  • неблагополучная семья;
  • многодетные семьи, где детям уделяется мало внимания;
  • психические травмы (насилие, жестокое обращение);
  • социальная ограниченность (не ходит в школу, не гуляет с детьми).

У большинства таких детей наблюдается отставание в нервно-психическом развитии, а у некоторых — тяжелые отклонения. Для такого ребенка нет возможности пойти в школу с остальными – ему необходимо надомное образование или класс коррекции. Многое зависит от того, как и когда его начали лечить. Чем раньше это удалось сделать, тем лучше.

Родителям нужно помнить, что их ребенок – отдельная личность. Он не может стать копией вас или ваших родителей — его жизнь только начинается, и это его собственная жизнь. Важно следить, чтобы развитие малыша проходило в комфортных и безопасных условиях. Тогда учиться новому, узнавать, радоваться он сможет без вреда для своей психики. Задача родителей — помогать, любить и оберегать детей от всех опасностей. Сейчас вы закладываете фундамент, с которого начнется строительство их жизни, формирование собственного «я», отношения к себе. От этого фундамента зависит вся дальнейшая жизнь вашего ребенка.

Нервная система включает центральную и периферическую. Центральную нервную систему образуют головной мозг и находящийся в позвоночнике спинной мозг. Она является важнейшим органом психической деятельности. Периферическая нервная система представляет собой сеть нервных проводников, передающих команды мозга всем точкам тела, органам чувств, мышцам и сухожилиям. Основной элемент нервной системы -нервная клетка(нейрон). Она воспринимает раздражения, поступающие к ней по коротким разветвленным отросткам — дендритам (их у каждого нейрона несколько), перерабатывает их, а затем по одному длинному отростку — аксону — передает другим отросткам или рабочим органам. Нервную систему человека образуют десятки миллиардов взаимосвязанных между собой нейронов. Действует нервная система во много раз успешнее и может неизмеримо больше, чем самый совершенный электронный мозг компьютера.

Нервная система имеет множество функций. Она способствует поддержанию постоянства внутренней среды организма, взаимодействию всех его органов и систем, позволяя ему действовать как единое целое. Ее важнейшей функцией является также обеспечение деятельности психики и поведения живого существа.

Наиболее важным и характерным показателем развития различных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической и психомоторной деятельности. При этом особенно выраженные изменения происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах.

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее усложнение и дифференцировка психического развития. Более выражено влияние тормозных процессов. Ребенок активно воспринимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к детям. Многие дети начинают читать и писать, легко овладевают элементами иностранного языка.

В школьном периоде продолжается развитие сложных форм поведения, формируются индивидуальные особенности. У подростков все больше выявляются особенности поведения, связанные с гормональной перестройкой. Мышление отличается склонностью к абстрагированию и обобщению.

В возрастные периоды детства закономерно, с достаточно определенными количественными показателями изменяются функциональные характеристики различных органов и систем (например, частота и глубина дыхания, пульс, артериальное давление, электрическая активность мозга и др.), отмечаются сдвиги в количественных показателях ряда биохимических величин крови, (остаточного азота, мочевой кислоты, аминокислот и белков, сахара, ферментов, липидов, мукополисахаридов, гормонов и др.) и выделения этих веществ с мочой.

В раннем детстве нервная система еще очень незрелая, нейронные связи ограничены (в микроскопе нейрон ребенка имеет веретенообразную форму, в то время как у взрослого выглядит как звездочка). Вследствие этого дети быстро устают, не способны длительное время выполнять деятельность, непоседливые, чувствительны к неблагоприятным воздействиям. Поведение ребенка чрезмерно реактивное, и это свойство еще более усиливается вследствие высокой зависимости показателей психических функций ребенка от окружающей ситуации. Даже незначительное повышение голоса мамы уже может вызвать слезы и обиды малыша. Он очень легко отвлекается и очень трудно потом возвращается к работе. Обратите особое внимание Чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее он устает. Малыш особенно быстро устает, если переживает интенсивные эмоции, воспринимает много новых раздражителей, общается с большим количеством людей, глубоко погружается в работу. Признаками усталости является снижение у ребенка интереса к работе, ухудшение показателей внимания, восприятия, памяти, речи, снижение управляемости, ухудшение координации движений и т.д.

Так, дошкольник может вдруг стать неузнаваемым: нарушает правила поведения, хотя давно их усвоил; не может сложить пирамидку, хотя хорошо умеет это делать. Если у взрослого человека усталость вызывает уменьшение количества движений, их амплитуду и силу, то у малыша бывает наоборот: он громко плачет, швыряет игрушки, бегает по комнате, не желая ложиться спать. Нервная система дошкольника созревает очень быстро и после поступления в школу имеет почти такие же показатели, как у взрослого человека. Такие реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением. Ребенку трудно долго усидеть на месте, не двигаясь; выполняя работу, включает несколько последовательных этапов, может возвращаться к продолжению того, что начал вчера. Негативно влияет на малыша изменение привычных условий жизни: он капризничает, теряет усвоенные до этого навыки и умения, будто возвращается в своем поведении на несколько шагов в прошлое. Трудно ребенку сдерживать свои эмоции, особенно в ситуациях, вызывающих страх и тревогу: например, разлука с матерью, посещения врача и т.д.. Взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения, обеспечить спокойный и стабильный режим дня, согласие в родственных отношениях.

Читайте также:  Красная щетка применение при климаксе

Динамические свойства психики проявляются в приспособительных реакциях детей сразу после рождения;

  • — Отдельные свойства темперамента могут при жизни меняться, но тип темперамента остается постоянным;
  • — Становление типа темперамента зависит от созревания нервной системы, эндокринного аппарата и специфических для каждого типа темперамента закономерностей;
  • — Чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее он устает; — Реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением;
  • — Взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения.

Такие проблемы, как капризность, непоседливость, чрезмерная активность или, напротив, заторможенность, вялость, чаще всего обусловлены именно физической неготовностью ребенка к школе: незрелостью нервной системы, ее ослабленностью за счет чрезмерных для ребенка учебных или спортивных нагрузок. У таких детей часто меняется настроение, они раздражительны, могут быть агрессивны или, наоборот, застенчивы. У них часто бывают кошмары, навязчивые страхи (темноты, воды и др.).

При чрезмерных нагрузках и отсутствии эмоциональной поддержки со стороны семьи у такого ребенка возникают нервно-психические расстройства.

Нервно-психические нарушения проявляются разнообразно: вялость, раздражительность, двигательное беспокойство, нарушения сна, ночное недержание мочи, заикание, тики и др.

Дети с нервно-психическими нарушениями не являются «ненормальными» детьми. Это не психопаты или инвалиды. Таким детям сложнее развиваться, чем обычным, из-за их физиологических особенностей.

Важно с пониманием отнестись к чрезмерно активному (гиперактивному) ребенку. Как правило, дети вертятся и отвлекаются не из вредности или упрямства, а потому что они не способны физически длительно контролировать свои движения, сконцентрироваться на выполнении задания, рассеянны и не знают покоя.

Физиологически это объясняется особенностями нервной системы: мозг легко возбуждается, а процесс торможения затруднен из-за индивидуальных физиологических особенностей. Другими словами, детям сложно контролировать свои движения не потому, что не хочется, а потому, что не получается. Только к 6-7 годам созревают мозговые структуры, отвечающие за произвольность движений (способность контролировать свои действия) в достаточной мере, чтобы ребенок мог просидеть 30 минут на одном месте, не разговаривать во время урока и соблюдать другие требования школьной жизни. Поэтому все дошкольники по своей природе — гиперактивны. В 4-5 лет они учатся бегать, прыгать, кувыркаться и используют любую возможность, чтобы потренироваться и исследовать свои новые умения и возможности. Если ваш ребенок чрезмерно активен, не способен заниматься одним и тем же в течение 10 минут, быстро утомляется, импульсивен и подвижен, то при обследовании невролог может диагностироватьсиндром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В дошкольном возрасте, как правило, он не ставится и особого беспокойства не вызывает.

Гиперактивное поведение дошкольника соответствует его возрастным особенностям. Проблемы начинаются в школе. Ребенок отстает в учебе, проявляет агрессивность по отношению к сверстникам, учителя жалуются на плохое поведение на уроках.

Основных причин у СДВГ две.

Первая — неблагополучное протекание беременности или родов, которое может привести к минимальным мозговым дисфункциям (ММД). Биологически мозг ребенка здоров, но функционирует он дисгармонично. В данном случае возбуждение распространяется по всей коре больших полушарий, что приводит к тому, что ребенок не может успокоиться, собраться, сконцентрировать свое внимание (не образуется устойчивая доминанта).

Второй причиной является неблагополучие в семейных отношениях, неумение родителей с пониманием и заботой отнестись к особенностям своего ребенка. Если же отец и мать заботятся о нем, прислушиваются к нему, откровенно проявляют свою любовь, то СДВГ не приводит к серьезным нарушениям в поведении: ребенок неагрессивен, расслаблен, старается вести себя хорошо.

Другую группу трудных детей составляют дети с ослабленной нервной системой. Такие дети быстро утомляются, рассеянны, для них характерна вялость, нежелание, играть в активные игры. Они пассивны. Темп деятельности очень медленный. Им приходится все время подсказывать. Таким детям необходим щадящий режим дня: дневной сон, лечебная физкультура, регулярное питание, длительные прогулки, активные игры. Занятия спортом должны быть умеренными. Учебные нагрузки по подготовке к школе — минимальны. При серьезных расстройствах — исключены. В школе на подготовку домашних заданий должно отводиться не больше часа в день.

Малыши часто чего-то боятся: темноты, шума, собак… Но боятся по-разному. Например, абсолютно нормально, если ребенок просится к вам на руки, увидев огромную овчарку. Это скорее проявление осторожности, чем страха. Но если ребенок начинает плакать при виде таксы — пора идти к психологу. Если ребенок боится темноты, ни в коем случае не прибегайте к драконовским методам, оставляя ребенка плачущим в темной комнате. Купите ночник, проверяйте шкаф на наличие «монстров» перед сном, посидите в его комнате, пока он не уснет, — берегите здоровье вашего ребенка. Чтобы успокоить маленького ребенка, бывает достаточно «магических заклинаний». Например, распылить «волшебную» воду из пульверизатора по всем стенам, углам, в шкафу и за шторой. Теперь никакие монстры не смогут прийти в комнату. Часто к страхам относят отвращение: страхи пауков, насекомых, грязи. Если объект, на который направлен страх, не может принести человеку смерть или нанести увечье, то речь, скорее, идет об эмоции отвращения. Часто она направляется на насекомых. Такие страхи редко наблюдаются у дошкольников, но у взрослых встречаются уже почти у каждого. Происходит это от неполноценного восприятия природы, когда объекты окружающего мира остались неизученными и малопонятными, а потому их живая деятельность не задевает вашего интереса. Если вы боитесь насекомых, испытываете к чему-то чувство отвращения, вряд ли вы умудритесь не воспитать их в вашем ребенке. Наличие детских страхов, с одной стороны, является нормой для дошкольника с точки зрения того, что они есть почти у всех. С другой стороны, страх — это признак неблагополучия в родительско-детских отношениях в той или иной степени. Чем сильнее страх — тем менее удовлетворена потребность ребенка в родительской любви. Когда ребенок счастлив, удовлетворен жизнью, когда родители проявляют к нему любовь и заботу, ему не страшен даже сам серый волк. Если страх больше похож на панику, доставляет массу беспокойств вам и вашему ребенку, вы долго не можете успокоить малыша, — это признаки того, что необходима помощь специалиста. Что делать, если у вашего ребенка есть такие нарушения? Обратитесь к специалистам. Индивидуальную программу лечения составит психоневролог. Психолог поможет установить отношения в семье, которые способствовали бы скорейшему выздоровлению и предотвратили появление нервно-психических расстройств вновь. Если у вашего ребенка серьезные нервно-психические нарушения (например, синдром дефицита внимания с гиперактивностью), лучше повременить со школой — начать обучение с 8 лет.

Нейробластома — это рак симпатической нервной системы. В основном им заболевают дети младшего возраста. В этом тексте Вы получите важную информацию о болезни, о её формах, как часто ею заболевают дети и почему, какие бывают симптомы, как ставят диагноз, как лечат детей и какие у них шансы вылечиться от этой формы рака.

автор: Dipl. Biol. Maria Yiallouros, erstellt am: 2009/02/11, редактор: Dr. Natalie Kharina-Welke, Разрешение к печати: Prof. Dr. med. Frank Berthold, Последнее изменение: 2020/08/28 doi:10.1591/poh.neurobl.pa­t­in­fo.kurz.1.20120611

Оглавление

    1. Что такое нейробластома?
    2. Как часто встречаются нейробластомы у детей?
    3. Почему дети заболевают нейробластомой?
    4. Какие бывают симптомы болезни?
    5. Как диагностируется нейробластома?
    6. Как составляют план лечения?
    7. Как протекает болезнь?
    8. Как лечат нейробластому?
    9. По каким протоколам лечат детей?
    10. Какие шансы вылечиться от нейробластомы?

Что такое нейробластома?

Нейробластома – это злокачественная опухоль, является одним из видов сόлидных опухолей [ солидная опухоль‎ ]. Она возникает из мутировавших незрелых клеток [ клетка‎ ] симпатической нервной системы [ симпатическая нервная система‎ ]. Симпатическая нервная система является одной из частей автономной (вегетативной) нервной системы. Она контролирует непроизвольную работу внутренних органов человека (т.е. функции, недоступные самоконтролю), например, сердца и кровообращения, кишечника и мочевого пузыря.

Нейробластома может появиться везде, где есть нервные ткани симпатической нервной системы. Чаще всего она вырастает в мозговом слое надпочечников [ мозговое вещество надпочечников‎ ] и в области нервных сплетений по обеим сторонам от позвоночника, в так называемом симпатическом стволе [ симпатический ствол‎ ]. Если нейробластома возникла в симпатическом стволе, то опухоль может появиться в любом участке вдоль позвоночника – в области живота, таза, груди и шеи. Наиболее часто (примерно в 70 % всех случаев) опухоль находится в области живота, примерно одна пятая часть нейробластом вырастает в области груди и шеи.

Читайте также:  Крем стрептоцид инструкция по применению

Как часто встречаются нейробластомы у детей?

Нейробластомы составляют почти 8 % всех злокачественных заболеваний в детском и подростковом возрасте. После опухолей центральной нервной системы ( опухоли ЦНС‎ , опухоли головного мозга) это самый распространённый вид сóлидных опухолей. Ежегодно Немецкий Регистр детской онкологии (г. Майнц) регистрирует около 140 новых случаев заболеваний нейробластомой у детей и подростков в возрасте до 14 лет. То есть в Германии из 100.000 детей младше 15 лет ежегодно заболевает один ребёнок.

Нейробластомы – это эмбриональные [ эмбриональный‎ ] опухоли, поэтому чаще всего ими заболевают дети в раннем возрасте. Около 90% всех заболевших – это дети младше 6 лет. Чаще всего (примерно 40% всех случаев) опухоль возникает у новорожденных и младенцев (первый год жизни ребёнка). Мальчики болеют немного чаще, чем девочки. Иногда нейробластома встречается у более старших детей и подростков, бывают даже очень редкие случаи заболевания у взрослых.

Почему дети заболевают нейробластомой?

Болезнь начинается, когда происходит злокачественное изменение (мутация) незрелых клеток симпатической нервной системы. Предполагают, что эти несозревшие (эмбриональные) нервные клетки‎ начинают мутировать ещё до рождения ребёнка, когда начинают меняться хромосомы‎ и/или происходит сбой в регулировании работы генов. Как подтверждают сегодняшние исследования, у большинства детей болезнь не является наследственной (в прямом значении этого слова). Правда, в редких случаях можно говорить о наследственной предрасположенности: в семьях некоторых детей уже бывали случаи заболевания нейробластомой. Но таких пациентов меньше 1 %.

На сегодняшний день не нашли доказательств тому, что внешнее влияние – окружающая среда, нагрузки, связанные с работой родителей ребёнка, приём каких-либо медикаментов, курение и употребление алкоголя во время беременности – может стать причиной болезни.

Какие бывают симптомы болезни?

У многих детей с нейробластомой вообще нет никаких симптом‎ ов. Опухоль у них находят случайно, например, при обычном осмотре у детского врача, или во время рентген‎ овского иссследования или УЗИ ( ультразвуковое‎ исследование), которые были назначены по другой причине. Как правило, дети начинают жаловаться тогда, когда опухоль уже успела сильно вырасти, дала метастазы или мешает работе соседних органов.

Вообще симптомы болезни могут быть самыми разными. Они зависят от того, в каком именно месте находится опухоль или метастазы‎ . Первым из симптомов является опухоль или метастазы, которые можно прощупать. У некоторых детей раздувается живот или есть припухлость на шее. Опухоль в надпочечниках или в брюшной полости может сдавливать мочевыводящие пути, и у ребёнка нарушается работа мочевого пузыря. Если опухоль находится в области грудной клетки, она может сдавливать лёгкое и затруднять дыхание. Опухоли вблизи позвоночника могут прорастать в позвоночный канал, поэтому возможны частичные параличи. В редких случаях из-за гормонов, которые выбрасывают клетки опухоли, появляется высокое артериальное давление или постоянные поносы. Из-за опухоли в области шеи может появиться так называемый синдром Горнера‎ : глазное яблоко западает, зрачок сужается односторонне (т. е. он не расширяется в темноте) и опускаются веки. Другими изменениями в области глаз могут быть экхимозы век [ экхимоза век‎ ] (в быту их называют синяками на веках). А на поздней стадии болезни иногда появляются чёрные круги вокруг глаз (так называемое кровоизлияние или гематома в виде очков). Очень редко болезнь протекает в форме, когда у ребёнка параллельно появляется синдром опсоклонуса-миоклонуса‎ (беспорядочное, непроизвольное движение глазных яблок и конечностей).

Общие симптомы, которые могут говорить о нейробластоме на поздней стадии:

  • утомляемость, вялость, слабость, бледность
  • постоянная повышенная температура без видимой причины, потливость
  • узлы или припухлости на животе или на шее; увеличенные лимфатические узлы
  • вздутый большой живот
  • запоры или поносы, боли в животе
  • потеря аппетита, тошнота, рвота и, как следствие, потеря веса
  • боли в костях

Один или несколько из этих симптомов не обязательно говорят о том, что ребёнок заболел нейробластомой. Многие из них точно также могут появляться из-за вполне безопасных причин. Но если есть жалобы, мы рекомендуем как можно скорее обратиться к врачу, чтобы определить точный диагноз.

Как диагностируется нейробластома?

Если после наружного осмотра [ наружный осмотр‎ ] ребёнка и в истории болезни ( анамнез‎ ) у педиатра есть подозрение на нейробластому, врач выдаёт направление в клинику со специализацией по этой форме онкологии (детская онкологическая больница). При подозрении на нейробластому проводят различные обследования, во-первых, чтобы подтвердить диагноз, во-вторых, чтобы выяснить конкретную форму нейробластомы и узнать, насколько болезнь успела распространиться по организму. Только ответив на эти вопросы, можно оптимально спланировать тактику лечения и давать прогноз‎ .

Лабораторные исследования: Сначала для постановки диагноза необходимо провести лабораторные исследования. У большинства детей с нейробластомой в анализе крови или мочи [ моча‎ ] находят повышенный уровень особых веществ, которые выделяет сам организм. Такие вещества называются опухолевые маркеры‎ . Их количество измеряют не только для постановки диагноза, но прежде всего для контроля за эффективностью лечения. Главными опухолевыми маркерами при нейробластоме являются определённые катехоламины‎ или продукты их распада (дофамин, ванилилминдальная кислота, гомованилиновая кислота), а также нейроспецифическая энолаза‎ (NSE).

Исследования по снимкам: Другими исследованиями, которые помогают подтвердить диагноз нейробластомы и исключить другие формы рака (например, опухоль Вилмса, феохромоцитома), являются методы исследования по снимкам‎ . Так у большинства нейробластом в брюшной полости и в области шеи с помощью УЗИ ( ультразвуковое‎ исследование) можно очень хорошо рассмотреть, какого они размера и где именно они находятся. Чтобы найти даже очень маленькие опухоли и понять, как они повлияли на окружающие структуры (например, соседние органы, кровеносные сосуды, нервы), дополнительно назначают МРТ ( магнитно-резонансная‎ томография). В некоторых случаях вместо МРТ делают КТ ( компьютерная томография‎ ).

Исследования для поиска метастазов: Чтобы найти метастазы‎ , а также уточнить анализ первичной опухоли [ первичная опухоль‎ ], назначается сцинтиграфия с MIBG‎ (сцинтиграфия c введением радиоактивного йода мета-йод-бензил-гуанидин). Дополнительно или как альтернатива могут проводиться другие виды сцинтиграфии (например, сцинтиграфия костей скелета‎ назначается для уточнения по метастазам в кости или в костный мозг‎ ). Но если в костном мозге находится очень мало опухолевых клеток, то их невозможно найти с помощью сцинтиграфии. Поэтому у всех детей берут на анализ пробу костного мозга. Для анализа назначается костномозговая пункция‎ , либо трепанобиопсия‎ . Они, как правило, проводятся под наркозом. Затем полученные образцы исследуют под микроскоп‎ ом, чтобы найти в них злокачественные клетки. У детей с метастазами также проводится МРТ головы, чтобы проверить, есть ли метастазы в головном мозге.

Исследования образцов тканей: Окончательный диагноз нейробластомы ставится только после микроскопического (гистологического) анализа опухолевой ткани. Обычно опухолевую ткань получают с помощью операции. Молекулярно-генетические исследования [ молекулярная генетика‎ ] показывают степень злокачественности опухоли. Прогноз развития болезни ухудшается, если есть определённые изменения ( мутация‎ ) в ДНК‎ опухоли (так называемая амплификация гена N-MYC‎ , т.е. увеличение количества копий этого гена, или наоборот делеция‎ хромосомы 1p, т.е. отсутствие части этой хромосомы). Если таких изменений или мутаций нет, то прогноз болезни является более благоприятным.

Исследования и анализы до курса лечения: Чтобы проверить, как работают различные органы, до начала лечения проводят дополнительные исследования. Так, особенно перед курсом химиотерапии у детей проверяют, как работает сердце ( электрокардиограмма‎ – ЭКГ и эхокардиограмма‎ – ЭхоКГ), проверяют слух ( аудиометрия‎ ), делают УЗИ почек и рентген‎ кистей рук, по которому можно оценивать как ребёнок растёт. Если во время лечения наступают какие-то изменения, то их обязательно сравнивают с начальными результатами обследования. В зависимости от этого тактика лечения может корректироваться.

Не каждому ребёнку делают все перечисленные анализы и исследования. И наоборот, кому-то могут назначить дополнительные исследования, которые мы не назвали. Поговорите с лечащим врачом, какие конкретно обследования будут делать Вашему ребёнку, и почему они необходимы.

Как составляют план лечения?

После того, как поставили окончательный диагноз, врачи составляют план лечения. Специалисты, которые ведут пациента, составляют индивидуальную программу лечения (т.н. риск-адаптированное лечение), в которой учитываются определённые моменты. Их называют факторами риска ( прогностические факторы‎ ), и они влияют на прогноз‎ развития болезни (больных делят на группы риска).

Здесь особенно важно знать стадию опухоли, насколько она уже успела распространиться по организму, можно ли её удалить с помощью операции. Другими важными факторами риска являются возраст ребёнка и молекулярно-генетические [ молекулярно-генетический‎ ] характеристики опухоли, то есть как она растёт и метастазирует [ метастазирование‎ ] (подробности см. в разделе о диагностике). Все эти факторы учитываются при составлении плана лечения. Только прорабатывая для каждого пациента индивидуальную тактику терапии, можно получать максимально эффективные результаты лечения.

Ссылка на основную публикацию
На какой недели у ребенка формируется сердце
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В МАТЕРИНСКОЙ УТРОБЕ Развитие ребенка в утробе матери происходит постепенно в течение всех 9 месяцев беременности. Но...
На веке появилось красное пятно чешется и шелушится
У меня уже как 2 месяца, с периодическими перерывами на дня 3-5, с утра опухают веки, потом отек спадает, но...
На голове выскакивают шишки
Шишка на голове приносит массу поводов для волнения. Классифицируются опухоли в зависимости от причин возникновения и характера протекания заболевания. Появляются...
На какой стадии беременности появляется токсикоз
Для многих женщин такое проявление как утренняя тошнота с комбинации с недомоганием и страстью к соленым блюдам, относятся к бесспорным...
Adblock detector