Шизоидное расстройство детского возраста

Шизоидное расстройство детского возраста

Группа шизоидного расстройства личности, или шизоидного типа психопатии, включает лиц, весьма различных типологически. Робкие, застенчивые, тонко чувствующие натуры противостоят здесь равнодушным и тупым. Наряду с сухими, мелочными, скупыми, язвительными педантами, угрюмыми чудаками и отрешенными от жизни мечтателями к группе шизоидов относятся личности крутого нрава, суровые, деловые, настойчивые, упорные в достижении цели. При всем многообразии личностных особенностей шизоидов объединяют явления социальной замкнутости (аутизм), дискомфорт в области человеческих отношений, интравертированность, обращенность к сфере внутренних переживаний, бедность эмоциональных связей с окружающими.

При формировании шизоидной психопатии отдельные шизоидные черты появляются уже в 3—4-летнем возрасте. Такие дети предпочитают тихие, уединенные занятия, не стремятся к активному общению со сверстниками, не имеют стойких привязанностей к родным и близким. Как показали наблюдения Т. П. Симеон (1958), Г. Е. Сухаревой (1959), H. Aspe rger (1961), в дошкольном возрасте возможны не только отдельные шизоидные черты, но и выраженные проявления аутизма, патологической замкнутости. У таких детей ускоренное умственное развитие обычно не соответствует некоторому отставанию в двигательной сфере. Однако недостаточность, как правило, не распространяется на так называемую кортикальную моторику. Среди шизоидов нередко встречаются лица с высокоразвитыми мануальными навыками (пианисты, квалифицированные мастера ручного труда и т. п.). При формирующейся шизоидной психопатии у детей очень рано обнаруживается интерес к отвлеченному, абстрактному, сложным философским проблемам (проблемы жизни и смерти, происхождения мира и т. д.). Простой вопрос может получить у них необычное, оригинальное освещение. В школьном возрасте, обнаруживая развитое логическое мышление, подчас недюжинные математические способности, они в то же время мало приспособлены к обыденной жизни, оказываются беспомощными при решении простых житейских вопросов. Как правило, такие дети отгорожены от окружающих, их не тянет к сверстникам, они не участвуют в коллективных играх.

В отдельных случаях зачатки шизоидного психопатического склада могут обнаружиться уже вскоре после рождения (на 1—3-м году жизни). Эти состояния обычно описываются в рамках непрогредиентного варианта синдрома Каннера или синдрома раннего детского аутизма. К наиболее характерным его проявлениям относятся нарушение эмоциональных контактов с окружением, однообразие поведения, плохая адаптация в новых условиях. У таких детей резко отстает становление речи и коммуникативных функций, затруднено формирование элементарных навыков самообслуживания. Проявления непрогредиентного варианта синдрома раннего детского аутизма, как правило, остаются стабильными на протяжении нескольких лет, а в дальнейшем, если состояние исчерпывается чертами врожденной аномалии и не обнаруживается признаков манифестации шизофрении, происходит постепенная компенсация признаков психопатии. К 5—10 годам дети становятся адекватнее. Сохраняя выраженные черты аутизма, они могут учиться, завершают образование, приобретают профессиональные навыки.

Лица со сложившейся шизоидной патохарактерологической структурой в большинстве необщительные, погруженные в себя, сдержанные, лишенные синтонности. Контакты с окружающими сопряжены для них с чувством неловкости, напряжением. Зачастую они активно избегают возможных встреч с незнакомыми людьми. Мир как бы отделен от них невидимой, но непреодолимой преградой. Как пишет E. Kretschmer, шизоид не смешивается со средой, между ним и окружающим всегда сохраняется «стеклянная преграда». Общительность снижается в разной степени, но полная замкнутость отмечается редко. Чаще всего отмечается избирательная общительность, т. е. ограничение контактов узким кругом родных или друзей. В выборе друзей шизоиды очень разборчивы, сосредоточивают все привязанности на одном — двух близких людях. В других случаях у них возникает обширный круг легко налаживаемых, в основном из рациональных соображений, контактов, которые остаются сугубо формальными и не приводят к тесным связям с окружающими. Так называемые неформальные контакты обычно трудны для шизоидов из-за недостаточности сопереживания и интуиции (способность понимать желания, опасения, надежды окружающих путем невербальной коммуникации — по мимике, интонациям голоса и т. д.). Замкнутость и скрытность шизоидов обусловлены не столько их робостью или мнительностью, сколько отсутствием внутренней потребности в общении. Чаще всего жизненный уклад шизоидов обеспечивает определенную обособленность, уединение, ограничение контактов и новых знакомств. Свободное от работы время они любят проводить за чтением, в саду либо отдают предпочтение рыбной ловле, прогулкам, созерцанию природы и другим «аутистическим» занятиям.

Характерными чертами шизоидов являются дисгармоничность, парадоксальность как их внешнего облика и поведения, так и проявлений эмоциональной жизни и психической деятельности в целом. Моторика шизоидов отличается неестественностью, недостатком пластичности. В посадке головы, походке, привычных движениях сквозит угловатость. Мимика лишена живости, ограничена набором стандартных выражений. Голос мало модулирован, из-за чего нередко разговор ведется как бы на одной ноте. Одежда стилизована — это либо подчеркнутая изысканность, аристократичность, либо, наоборот, намеренная небрежность. Шизоиды — люди крайних чувств и эмоций; они либо восхищаются, либо ненавидят. Увлечения шизоидов чаще всего своеобразные, даже оригинальные, как правило, односторонние. Социальная значимость увлечений различна: у одних все силы, помыслы и энергия устремлены к достижению малозначительных целей (например, коллекционирование); другие, наоборот, проявляют недюжинную энергию и упорство в создании подчас весьма талантливых и ценных научных концепций. Однако и в том, и в другом случае они остаются совершенно равнодушными к нуждам практической жизни, обыденным интересам, потребностям семьи.

Основой шизоидного темперамента, по E. Kretschmer, является так называемая психэстетическая пропорция, сочетание черт чрезмерной чувствительности (гиперестезии) и эмоциональной холодности (анестезии). По преобладанию гиперестетических или анестетических элементов в структуре шизоидной психопатии принято выделять два крайних типа характеров, соединенных между собой широкой гаммой переходных вариантов: сенситивные шизоиды — мимозоподобные, гиперестетические, с преобладанием астенического аффекта; экспансивные шизоиды — холодные, иногда даже тупые личности с преобладанием стенического аффекта.

Читайте также:  Лаквель цена

Сенситивные шизоиды — это люди со «сверхнежной», по выражению E. Kretschmer, внутренней организацией, болезненно чувствительные. Они подолгу переживают даже мелкую обиду, не могут освободиться от воспоминаний о когда-то услышанной грубости. Это тонко и глубоко чувствующие люди с ограниченным кругом весьма прочных привязанностей и настороженным отношением к остальному окружению. «Острие» переживаний у них всегда направлено на самих себя, причем склонность к утонченному самонаблюдению иногда доходит до самомучительства. Скромные, мечтательные, легко астенизирующиеся, избегающие бурных проявлений чувств, они в то же время болезненно самолюбивы. Стенический аффект, по мнению Т. И. Юдина (1926), проявляется у них в своеобразной гордости: «Прощаю все другим, но не прощаю себе». В работе они предельно добросовестны и обстоятельны, стремятся к односторонней углубленности, обычно ограничиваясь узким кругом повседневных обязанностей. Под действием психической травмы, каковой для них чаще всего становятся различные этические конфликты и нравственно изолирующие ситуации (подозрение в каком-либо неблаговидном или аморальном поступке), они легко теряют душевное равновесие. Появляются подавленность, вялость, усиливается отгороженность от мира. Они теряют аппетит, плохо спят, становятся еще более недоверчивыми. Иногда возникают отрывочные идеи отношения.

Как правило, по миновании травмирующей ситуации такие шизоидные реакции быстро проходят, оставляя неизменной прежнюю структуру личности.

Экспансивные шизоиды — это решительные, волевые натуры, не склонные к колебаниям, мало считающиеся со взглядами других. В отношениях с окружающими они обычно сухи и официальны. Строгая принципиальность сочетается у них с безразличием к судьбам отдельных людей. Среди них нередки люди «со скверным характером», высокомерные, холодные, крутые, неспособные к сопереживанию, иногда бессердечные и даже жестокие, но в то же время легко уязвимые, с глубоко скрываемой неудовлетворенностью и неуверенностью в себе, капризные и желчные. Они склонны к эксплозивным реакциям. При появлении серьезных жизненных затруднений у них нарастают суетливость, раздражительность со вспышками гнева и импульсивными поступками. В более тяжелых случаях возможно формирование преходящих состояний, близких к параноидным реакциям, когда свойственная им ранее недоверчивость становится бредовой настороженностью или даже кататимными бредовыми образованиями.

Мир человеческой психики – во многом terra incognita даже для современного уровня развития психиатрической отрасли науки. Поэтому не удивительно, что многие специалисты на протяжении десятилетий обсуждают психические патологии и до сих пор до конца не изучили их природу. Одной из них является шизоидное расстройство, заставляющее человеческую личность своеобразно и оригинально воспринимать окружающий мир, близких и чужих людей, совершать неоднозначные поведенческие поступки.

Расстройство шизоидного типа оказывает всестороннее влияние на человеческую личность и задает характерные особенности мышления, общения и поведения. Люди-шизоиды живут в своем мире, наполненном фантазиями и интроспективными опытами. Они мало нуждаются в общении с окружающими, в различных видах социального взаимодействия и общепринятых способах профессиональной самореализации. Контакты с внешним миром поддерживают только формально и исключительно при необходимости. Они не эмоциональны, не проявляют эмпатии, им безразлична похвала и критика, исходящие от других людей.

Для людей с шизоидным расстройством характерны такие внешние поведенческие особенности, как тугоподвижность, угловатость движений, их однообразие и скудность. 50% шизоидов предпочитает в одежде манерный стиль. Другая половина больных наоборот небрежны и неряшливы. Все люди, имеющие данную патологию, не приспособлены к быту, беспомощны в элементарных вопросах повседневной жизни. Но в творчестве шизоиды могут добиться больших успехов, чем люди, обладающие обыкновенной психикой и стандартным мышлением. Среди индивидов с шизоидным расстройством много увлеченных литературой, математикой, естествознанием, чему способствует нестандартный оригинальный тип мышления.

Причины, симптомы и диагностика заболевания

  • Причины, симптомы и диагностика заболевания
  • Проявления шизоидного расстройства в различные возрастные периоды
  • Социальная адаптация при шизоидном расстройстве личности
  • Отличие шизоидного расстройства от других психических патологий личности
  • Лечение
  • Так что же есть шизоидное расстройство личности?

Причины, вызывающие шизоидный тип расстройства личности, зачастую можно увидеть в далеком детстве человека. Согласно проведённым исследованиям, родители будущего шизоида чаще всего не уделяли ребенку достаточного внимания, малыш получал мало положительных эмоций от них, не чувствовал их любви и заботы. В будущем это привело к отчужденности от мира и людей, породило компенсаторную реакцию защиты в собственном мире. Не исключены и генетические причины. Однако четкой картины причин возникновения данной патологии представить пока не удалось.

Диагностика шизоидного расстройства требует высокого профессионального мастерства психиатра или психолога. Для постановки такого диагноза не требуется лабораторных исследований крови или тест на выявление генетических нарушений, которые используются для диагностики некоторых психических патологий.

Тест на выявление шизоидного расстройства личности содержится в личностном опроснике Р. Кеттелла, позволяющем произвести углубленное исследование психических особенностей личности. Специалист получает итоговый результат – психографический профиль личности. Эта методика выявляет эмоциональные, интеллектуальные и коммуникативные качества человека, позволяющие сделать вывод о наличии или отсутствии психической патологии у него, а также о ее типе.

Международный классификатор болезней (МКБ-10) перечисляет следующие симптомы шизоидного расстройства (необходимо выявить три или более признака):

  • отсутствие способности получать удовольствие;
  • эмоциональная холодность, отчужденность, безразличие ко многому;
  • неспособность проявления как теплых чувств к другим, так и эмоции гнева;
  • недостаточная реакция на похвалу или критику;
  • отсутствие интереса к сексуальной сфере (необходимо учитывать возраст);
  • увлеченность фантазиями и интроспекцией;
  • предпочтение одиночества, уединенной деятельности перед пребыванием или работой в коллективе;
  • безразличие к общепринятым социальным нормам;
  • отсутствие близких друзей и доверительных отношений, нежелание их иметь.
Читайте также:  Ишиас симптомы и лечение в домашних условиях мази

Проявления шизоидного расстройства в различные возрастные периоды

Шизоидное расстройство детского возраста проявляется уже в 3-4 года. Такие дети сдержанны в проявлении чувств, что не свойственно периоду детства, имеют слабую привязанность к родным. Любят быть в одиночестве, либо предпочитают детскому коллективу компанию взрослых. Молча слушают взрослые разговоры, либо самостоятельно играют в тихие и спокойные игры. Им свойственен отвлеченный абстрактный тип мышления. Шизоидное расстройство детского возраста отличает интерес к вопросам философского характера (происхождение мира, явления жизни и смерти и т.д.). Создается впечатление, что дети, подверженные этой психической патологии, взрослеют раньше своих сверстников.

В подростковый период замкнутость и отгороженность от сверстников у ребенка могут еще больше углубиться. Подросток-шизоид находится в мире своих интересов и фантазий, к жизни других подростков относится с безразличием или неприязнью. С годами у больного происходит своеобразная адаптация к своему состоянию, развивается способность к самонаблюдению и некоторому самоконтролю. У родных и близких подростка наступает привыкание к его поведенческим особенностям, поэтому шизоидное расстройство подростка воспринимается легче, чем шизоидное расстройство детского возраста.

Некоторые подростки могут переживать одиночество, неспособность к общению, сложность найти друга. Однако попытки установить приятельские отношения не длятся долго, и шизоид легко уходит в свой собственный внутренний мир. Человек с шизоидным расстройством не умеет выражать свои эмоции, как не умеет и реагировать на эмоции других, что часто вызывает переживания его родных и близких. Но он не желает кого-либо обидеть или получить удовольствие по типу садистического, это просто особенность его психики.

Для диагностики расстройства шизоидного типа у ребенка или подростка, требуется присутствие клинической картины не менее 1 года. Этому заболеванию больше подвержены мужчины, чем женщины. Распространенность шизоидного расстройства в мире охватывает до 7,5 % всех людей планеты. Признаки шизоидного типа расстройства личности с возрастом проявляются все меньше. Пик симптоматики наблюдается в возрастном диапазоне от 40 до 50 лет.

Социальная адаптация при шизоидном расстройстве личности

Шизоидное расстройство личности умеренного типа не препятствует адаптации индивида в обществе. У человека могут быть даже один или два неблизких друга. Важен правильный подход к выбору профессии. Строго противопоказаны профессии типа «человек – человек», но вполне подойдут профессии «человек – знак», «человек – техника». Увлеченность шизоидов, их интерес не столько к результату, сколько к самому процессу деятельности, способны привести к успехам и даже открытиям и изобретениям.

Если у человека диагностируется шизоидное расстройство личности, то военная служба находится под вопросом. Даже не смотря на то, что это не заболевание, а отклонение от нормы. Стоит продумать последствия, которые может принести человеку, имеющему шизоидное расстройство личности, армия. Такие граждане в отношении к службе в вооруженных силах, согласно закону, имеют категории «ограниченно годен», если расстройство личности выражено умеренно, и «не годен» при резко выраженном расстройстве. Учитывая особенности, которыми характеризуется шизоидное расстройство личности, армия неизменно создаст психологическое напряжение, негативные эмоции, сложнейшую ситуацию тесного повседневного общения с сослуживцами, что очень нежелательно.

Отличие шизоидного расстройства от других психических патологий личности

На шизоидное расстройство могут быть похожи и другие распространенные психические патологии. Такое расстройство следует отличать от шизофрении вялотекущей формы. Нередко подростковые обострения шизоидного расстройства принимают за признаки начинающейся шизофрении. Однако отличия между этими двумя патологическими состояниями есть. Шизофрении свойственно проявляться в более взрослом возрасте, а в детстве и подростковом периоде ребенок может ничем не отличаться от сверстников. При наличии шизоидного расстройства личности характерные особенности – замкнутость, погруженность в собственный мир, эмоциональная ригидность проявляются уже с раннего детства.

Лечение

Людям с шизоидным расстройством личности свойственно не обращаться за помощью в клинические учреждения, пока патология не начинает серьезно осложнять их жизнь. Часто это происходит, когда защитные системы психики уже не способны справляться со стрессовыми ситуациями.

Лечение шизоидного расстройства предполагает нелекарственные методики. Основным методом выступает психотерапия, во время которой доктор описывает пациенту стандартные эмоции и предлагает попробовать их пережить. Действенными также могут оказаться ролевые игры, дающие образцы общепринятого социального поведения.

Так что же есть шизоидное расстройство личности?

В современной медицине шизоидное расстройство личности не следует считать патологией, это скорее ментальная норма, специфический образ мышления и поведения некоторых людей. Этот подход позволяет увидеть в шизоидном расстройстве огромный творческий потенциал, нестандартный взгляд на мир людей, игнорирующих существующую социальную систему, желающих мыслить и действовать вне ее подчас нивелирующих индивидуальность границ.

Шизофрения детского возраста и шизоидное личностное расстройство

Термин «аутичный» впервые был использован Bleuler (1908) для описания ухода от социальных контактов, наблюдаемого у людей, больных шизофренией. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что представление о непосредственной связи аутизма с шизофренией сохранялось в течение долгого времени; вплоть до конца 1960-х годов аутизм и «шизофрения детского возраста» были взаимозаменяемыми диагнозами (обзор, касающийся такого смешивания понятий, см. у Rutter 1978). С конца 1960-х аутизм стал рассматриваться как непосредственно не связанный с шизофренией (Кау и Kolvin 1987). У аутистов нет какой-то особенной предрасположенности к развитию шизофрении, нет и повышения частоты встречаемости шизофрении среди родственников аутистов.

Читайте также:  Помогает ли активированный уголь от прыщей

Однако различного рода связи между шизофренией и аутизмом по-прежнему отражаются в результатах исследований. Frith и Frith (1991) показали сходство между негативными симптомами при шизофрении (например, эмоциональная тупость) и проявлениями аутизма. Они полагают, что в основе обоих нарушений может лежать один и тот же когнитивный дефект, а точнее дефект модели психического (см. гл. 5). Существенные различия между двумя этими нарушениями вполне ожидаемы: поломка сформированной когнитивной системы не могла бы привести к таким же последствиям, как отсутствие одного из когнитивных компонентов с самого начала развития. Chris Frith (1992) также полагает, что продуктивная симптоматика при шизофрении (например, галлюцинации и бред) может проистекать из неправильной работы механизма репрезентации внутренних представлений, приводящей к чрезмерному приписыванию окружающим каких-то намерений, например в виде бреда отношения (например, уверенность в том, что слова телеведущего обращены именно к нему).

Другое сходство между шизофренией и аутизмом видно при анализе синдрома Аспергера. Sula Wolff с соавторами (например, Wolff и Barlow 1979 Wolff и Chick 1980) исследовала группу детей, у которых было, как они выражаются, «шизоидное личностное расстройство»: дети были гиперчувствительны, эмоционально отчуждены, одиноки, с ригидными навязчивостями, у них отсутствовала эмпатия и была склонность к необычным рассуждениям. Авторы полагают, что именно таких детей описывал Аспергер в своей публикации 1944 года. Отсюда Wolff делает вывод, что синдром Аспергера не является частью аутистического спектра, а скорее входит в группу шизотипических или шизоидных расстройств.

У Wolf в ее первоначальном описании шизоидного личностного расстройства, опубликованном в 1964 году, нет ссылки на работу Аспергера (Wolf и Chess 1964). Однако она очень аккуратно проводит различие между ее группой и детьми с аутизмом по трем признакам. Она полагает, что у шизоидных детей, в отличие от аутистов, нет ни одной из следующих особенностей: отсутствие эмоционального ответа или избегание зрительного контакта, стереотипное поведение, отстающее или слабое речевое развитие с наличием эхолалий. Однако не ясно, как ее группа могла соответствовать предложенным ею критериям шизоидного личностного расстройства, если у этих детей не было ни одной из перечисленных проблем. Предложенные ею критерии включают «эмоциональную отчужденность», «ригидность, иногда доходящую до навязчивости»; также она пишет, что дети используют странный «метафорический» язык. Эти термины по-прежнему слишком расплывчаты, чтобы можно было провести четкое различие. Таким образом, различия между группами, по-видимому, группируются вокруг тяжести и возраста — двух факторов, которые тесно связаны друг с другом (поскольку для того, чтобы родители заметили более легкое нарушение, нужно более продолжительное время) и касаются скорее количественных, нежели качественных, различий.

Среди диагностических критериев шизоидного личностного расстройства, предложенных Wolff и Cull (1986), трудно найти такие, которые бы давали возможность четко разделить это расстройство и аутизм (когда случай относится к верхнему концу спектра). Она приводит следующие ключевые признаки шизоидного личностного расстройства:

1. изолированность;

2. ослабление эмпатии и эмоциональная отчужденность;

3. повышенная чувствительность, доходящая до паранойи;

4. необычная манера общаться;

5. ригидность внутренних установок, например полный уход в занятия, связанные с какими-то особыми интересами.

Из этих признаков только «повышенная чувствительность» не подходит под описание способных аутистов. Wolf и Cull считают, что синдром Аспергера — это тяжелая форма шизоидного личностного расстройства, которое является более широким понятием, включающим случаи, не соответствующие критериям синдрома Аспергера.

Это понятие частично пересекается с «шизоидным параноидальным личностным расстройством», приводимом в МКБ-10. Тогда встает существенный вопрос: как отличить детей с шизоидным личностным расстройством, у которых есть синдром Аспергера, от тех, у которых его нет? Ответ сформулирован не вполне четко, снова подразумевается, что различие состоит в тяжести проявлений.

Nagy и Szatmari (1986) полагают, что все описания Аспергера, Wing и Wolff относятся к одной и той же группе детей, которые в DSM-III соответствуют «шизоидному личностному расстройству». Однако этот диагноз в качестве признаков включает идеи отношений и необычный перцептивный опыт, при этом здесь не упоминается ни о каких нарушениях невербальной экспрессии — признаке, который некоторые авторы (например, Tantam 1988с) в случае синдрома Аспергера считают наиболее существенным. Такая диагностическая схема недооценивает значение необычной речи, особых интересов и снижения невербальной коммуникации, наблюдающихся при синдроме Аспергера. По сути, такой подход вряд ли полезен для обеспечения правильного обучения и организации жизни детей этой группы. Как отмечала Wing (1984), если установление связи между синдромом Аспергера и аутизмом может иметь полезные последствия в плане организации жизни таких детей, то диагноз «шизоидное личностное расстройство» может быть «огорчительным и при этом не иметь конструктивного значения». Она также делает важное замечание, что последний диагноз в настоящее время очень расплывчат и, наряду с синдромом Аспергера, может включать множество самых различных нарушений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Шампиньоны энергетическая ценность в 100 гр
Шампиньоны содержат 3,3 г углеводов в 100 г продукта, это примерно 46% всей энергии из порции или 13 кКал ....
Что такое трамадол и для чего
Трамадол – это синтетический анальгетик, относится к группе опиоидных средств, оказывает действие на центральную нервную систему и спинной мозг, вызывая...
Что такое трансвисвистит
Миллионы новых туристов приезжают в Тайланд ежегодно со всего мира. Большинство из них планируют провести свой отдых не только на...
Шанс беременности во время овуляции
Овуляция и зачатие – это два взаимосвязанных процесса. В процессе овуляции яйцеклетка выходит из ткани яичника и мигрирует в матку...
Adblock detector